Дело о вакцинах: аресты и иск на $60 миллионов
«Сегодня» узнала, как воровались бюджетные деньги на закупке вакцин
Мы уже писали о скандальной закупке вакцин чиновниками Минздрава во времена премьерства Юлии Тимошенко. Это стало (кроме уголовного дела у нас) предметом расследования в США, в результате чего окружной судья в Орегоне вынесла неделю назад решение против компании Olden Group, обязав ее выплатить Украине около 60 млн долларов. Иск был подан еще в 2010 году. Речь шла о фиктивном контракте между Olden Group и «Интерфарм» с подложными таможенными документами, в результате чего были сильно завышены закупочные цены.
Чтобы внести ясность в это весьма запутанное дело, мы связались с американскими адвокатами, представляющими за океаном интересы «Укрвакцины». Это Марк Макдугалл (Mark J. MacDougall) и Роберт Страусс (Robert S. Strauss), партнеры компании «Эйкин Гамп» (Akin Gump). По словам адвокатов, в 2008 и 2009 годах Минздрав закупил вакцину, лекарственные препараты и медицинское оборудование у пяти украинских компаний, четыре из которых были связаны с рядом иностранных фирм (их адвокаты называют shell companies, что можно перевести примерно как «подставные»). Финансирование шло через госпредприятия «Укрвакцина», «Укрмедпостач» и «Политехмед», деньги получили пять подрядчиков — «Интерфарм», «Имбиоимпекс», «Объединенная медицинская служба», «Три-Центральный аптечный склад» и «Сумская». Суммы колоссальные — более 250 млн грн. за вакцины и лекарственные средства и 100 млн грн. — за медицинское оборудование.
Украинские подрядчики якобы покупали товары через эти самые shell companies с неизвестными или офшорными владельцами. Через shell companies украинские подрядчики смогли обойти украинский закон, который запрещает наценки в размере более 10 процентов таможенной стоимости на такие продукты (в частности лекарства), и тем самым выставить Минздраву завышенные цены. А таможенные документы показывают, будто вакцины поставлялись непосредственно от производителей в Украину. Во многих случаях вакцины и медикаменты могли быть закуплены за половину той стоимости, которую у правительства брали украинские подрядчики (то есть 50% потраченных средств, получается, осело на счетах shell companies или их владельцев).