"Радиация движется уже на Россию"
28.03.2011
С момента землетрясения в Японии уже прошло более двух недель, а в центре внимания мировой общественности по-прежнему одно из крупнейших последствий удара стихии – авария на атомной электростанции, находящихся в пригороде Фукусимы. Каждый день нам доносят последние известия о предпринимаемых действиях по ликвидации техногенной катастрофы, об уровне радиационного фона близь станции, о том же самом уровне только уже на границах России. Бывший глава Росатомнадзора Владимир Кузнецов полагает, что ситуация на японской АЭС заставит правительства многих стран пересмотреть свое отношение к атомной энергетике. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Как вы можете охарактеризовать текущую ситуацию в Японии?
Владимир Кузнецов: Меня сейчас больше интересует на данный момент та информация, которая была буквально несколько дней назад. Но она абсолютно не получила никакого опровержения или разъяснения. Информация, связанная с тем, что японской стороной были зафиксированы в прошлый четверг нейтронные потоки или нейтронные прострелы. 13 подобных прострелов они фиксировали на расстоянии до полутора километров от активной зоны ядерного реактора. Вот меня эта ситуация крайне насторожила. Почему? Появление этих нейтронных прострелов говорит о том, что днище реакторной установки расплавлено и состав, который там находился, вытекает или вытекал в то время. Все это может говорить, по моему мнению, о начале самоподдерживающейся цепной реакции. Мне непонятно, почему на это не обратили внимание, учитывая сообщения о том, что на одном из энергоблоков как раз резко возросла активность. Ведь все это происходит за счет подобных процессов. Это идет со вспышками, с выбросами нейтронов, выделением значительного количества тепла и повышением уровня радиоактивности.
Вопрос: Чем это опасно?
Владимир Кузнецов: Это значит все – реакторная установка потеряна окончательно и бесповоротно. Ситуация в Японии хуже чем при чернобыльской аварии. В Чернобыле за мгновение произошел взрыв, и было выброшено значительное количество продуктов радиоактивности в окружающую среду. А на Фукусиме до сих пор есть топливо и эти процессы пока не останавливаются. И когда они остановятся, в каком временном интервале – я думаю, сейчас цифру никто вообще не скажет.
Вопрос: В чем причины подобного развития событий?
Владимир Кузнецов: Они совершили две главные ошибки. Первое – это то, что фирма пыталась всеми правдами и неправдами скрыть, зажать информацию. В результате было потеряно время и процессы приняли неуправляемый характер. Вторая грубейшая ошибка, как мне кажется – это решение заливать реакторы морской водой. Ведь сейчас по разным оценкам в каждом из энергоблоков по 20 тонн соли, и это только ухудшает теплообмен, который идет внутри реакторной установки. Я считаю, что сейчас это абсолютно бестолковый вариант . Сколько они вылили воды в морскую акваторию? Сколько заразили при этом участков земли. Ведь та вода, которую они туда заливают, активируется. И оттуда ее никто не собирает, и она только распространяется, главным образом стекает обратно в море. От заливки этих "авгиевых конюшен" эффект только временный.
Вопрос: Есть информация, что радиоактивные выбросы достигли территории США…
Владимир Кузнецов: Это уже как неделю назад произошло. А сейчас информация идет о том, что подобная радиоактивность фиксируется в Европе уже, а не только в Соединенных Штатах. Допустим, в Испании, Германии, Австрии фиксируют. До этого в Исландии это фиксировали. Я так думаю, что сейчас все это движется на нас. Я имею в виду на Украину, на Белоруссию, на бывшее республики Прибалтики и естественно на Россию.
Вопрос: А чем это грозит?
Владимир Кузнецов: Выпадения, конечно, будут. Основная часть выпадения происходит в Тихий океан и до Европы. Сейчас конечно малое количество доходит радиоактивности. Но сейчас вопрос не об этом стоит.
Вопрос: О чем же?
Владимир Кузнецов: О дальнейшей судьбе атомной энергетики как таковой. Вы посмотрите, как сейчас резко активизировались антиядерные выступления даже в самой Японии. Надо вовремя закрывать старое "барахло" – все то, что отработало. Проводить работы по модернизации и реконструкции, к сожалению, бесполезно. А еще почему-то мы всегда считаем, что у нас ни цунами, ни землетрясений быть не может. Мы и до Чернобыля считали, что у нас быть не должно, но он произошел. Такая высокотехнологичная страна как Япония оказывается без единой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на малюсенькой территории. Что говорить о нас? У нас подобные системы после Чернобыля должны были внедряться. Но вот после Чернобыля прошло уже 25 лет, а у нас до сих пор этой системы нет. Есть только отдельные локальные системы.
Вопрос: А как у нас обстоят дела со старыми станциями?
Владимир Кузнецов: Я не помню годы пусков по украинским энергоблокам. Около тридцати лет прошло с пуска Южноукраинской-1, Ровинских реакторов. На территории Российской Федерации это пятнадцать реакторов первого поколения, 11 энергоблоков реактора РБМК, это третий и четвертый блок Нововоронежской станции, это первый и второй Кольской. Все они отработали по тридцать с лишним лет. Да, на данном этапе без атомной энергетики мы обойтись не можем. Но, для того чтобы не поставить ее после Чернобыля снова на колени, надо вовремя принимать политические решения и избавляться от старого "барахла".
http://www.nakanune.ru/articles/15344