Иван Бисюк: «Говорить о том, что ветеринары некомпетентны, неправильно»
Т. Бутусова, Л. Суржик «Зеркало недели. Украина» №2, 20 января 2012, 18:44
— До распада СССР действовала четкая система контроля безопасности и качества пищевых продуктов: сырье до полки в магазине контролировала ветеринарная служба, а на полке — санитарно-эпидемиологическая. Сегодня в этой сфере работают несколько органов с различным подчинением — ветеринарная служба (МинАПП), СЭС (МЗ), Госстандарт (Минэкономики), Госпотребинспекция и Национальная комиссия по Кодексу алиментариусу (она утверждает все минимально допустимые уровни загрязнения). Все эти структуры на разных этапах отвечают за качество и безопасность пищевых продуктов, но конкретного органа, который бы контролировал процесс согласно европейским нормам, отвечал за продукты, как говорится, «от поля до стола», у нас нет.
В 2009 году мы получили Единый отчет ЕС о выполнении Украиной обязательств относительно членства в ВТО и европейской политики добрососедства в аграрном секторе. В нем приведен подробный анализ того, как в нашей стране обеспечивается контроль качества и безопасности пищевых продуктов. Был сделан вывод о том, что у нас эти функции выполняются не качественно и не в полном объеме, следовательно, мы не можем гарантировать ни своим гражданам, ни странам ЕС необходимое качество и безопасность пищевых продуктов. Эксперты ЕС также отметили большую распыленность всех служб и дали рекомендации по приведению системы в соответствие с европейскими требованиями, а также возможному пути ее реформирования.
Один из путей предполагал распределение обязанностей по кодам классификации, при котором каждая служба будет отвечать за свой участок. При этом, как пишут эксперты, «частично решается вопрос по дублированию полномочий по контролю», а в рисках и недостатках отмечают, что названный подход, скорее всего, может быть положительно воспринят контролирующими органами (т.е. все останутся довольны), однако простым распределением полномочий по контролю продукции, проблема не может быть решена по сути.
Второй путь предполагает создание одного из органов центральной исполнительной власти — координирующего органа, либо отдельного органа. В данном случае, указом президента Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу и назначили, и создали.
В 2010 году свой отчет по проекту «Безопасность пищевой продукции в Украине» представила известная структура Мирового банка IFC. В документе также указывается на распыленность системы и дублирование функций различными структурами. Поэтому когда президент подписывал указ об админреформе, все эти рекомендации были учтены.
— Но почему функции контроля качества и безопасности продуктов отданы под юрисдикцию именно ветеринарной службы, а не СЭС, которая, как представляется очевидным, имеет для этого больше предпосылок?
— Начну с того, что ветеринары все время непосредственно занимались контролем качества и безопасности пищевых продуктов. Почему вы полагаете, что специалист, который контролировал сырье (мясо-молочную продукцию), не имеет достаточной квалификации чтобы проконтролировать готовую продукцию?
В кодексе Международного эпизоотического бюро отмечено: «обладая профессиональной подготовкой как в вопросах болезни животных (в том числе зоонозы), так и в области пищевой гигиены, ветврачи являются наиболее компетентными специалистами чтобы играть определяющую роль касательно санитарной безопасности продовольствия, в первую очередь, продовольствия животного происхождения». Все 186 стран—членов ВТО пользуются этим кодексом. Поэтому говорить о том, что ветеринары некомпетентны, неправильно. Так говорить, это значит совсем не понимать, что собой представляет ветеринарная медицина сегодня.
Именно специалисты ветеринарной службы лучше всего осведомлены, какие вещества вносились в грунт (гербициды, пестициды, ядохимикаты), какие корма использовались при выращивании животных, имеют информацию о состоянии здоровья животных. Обладая всей этой информацией, сотрудники ветслужбы лучше знают, на какие именно показатели нужно проверять тот или иной продукт.
— Но они вполне могут делиться этой информацией с коллегами из СЭС.
— Могут и делятся, но поскольку мы все пока что относимся к разным ведомствам, то полного доверия к информации нет и приходится ряд анализов проводить повторно, дублировать функции.
Хочу отметить, что в ряде стран мира именно ветеринары контролируют безопасность пищевых продуктов.
— Вроде бы, только в Дании и Монголии.
— Не только. Великобритания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Канада, Новая Зеландия доверили эту сферу именно ветеринарной службе. Да, есть страны, которые не пошли по этому пути и оставили контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов в руках нескольких органов. Например, Польша, Словения, Хорватия. Но, как отмечают европейские эксперты, все чаще этот подход становится переходным этапом от некоординированной системы со многими агентствами к созданию единого органа контроля, поскольку практика доказывает: последняя дает возможность использовать государственные ресурсы наиболее эффективно и при этом обеспечивать необходимый уровень защиты здоровья и жизни человека.
Сегодня государство создало единый компетентный орган, который контролирует всю цепочку производства пищевых продуктов для населения. Госветфитослужба имеет возможность контролировать внесение органических и минеральных удобрений в почву, корма животных, проводить мониторинг остатков пестицидов и ветеринарных препаратов в продукции животного происхождения, контролировать переработку растениеводческого и животноводческого сырья на всей территории государства. Также передаются функции от СЭС по контролю за готовой пищевой продукцией и от Госпотребстандарта — за качество пищевой продукции в части декларирования и маркировки. В службе будут работать все специалисты, которые требуются для контроля качества и безопасности продуктов, — физики, химики, радиофизики, биологи, ветеринары, агрономы, зоотехники, медики. Никто не передает что-то от медиков ветеринарам. Там, где нужна медицинская квалификация, будет работать медик, где нужна квалификация ветеринара, там будет ветеринар, где химик или радиофизик…
Уже есть поручение премьер-министра, согласно которому необходимо представить график передачи полномочий с переходом части медиков в Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу.
— То есть, часть СЭС?..
— Та часть медиков, которые в СЭС занимались гигиеной питания, безопасностью пищевых продуктов, должны будут перейти на работу в другой орган и продолжать выполнять свои обязанности. Сегодня высказывается мнение, что вузы перестанут выпускать специалистов по гигиене питания. Это не так: будут выпускать, потому что эти гигиенисты нужны. Но заказ будет делать не Министерство здравоохранения, а Министерство аграрной политики и продовольствия, Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба.
Сегодня Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе осталось только взять на себя все необходимые функции, и она начнет работать в полном объеме.
— Чего для этого не хватает?
— Должен быть принят закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», который законодательно закрепит функции нашей службы. Сейчас этот закон находится в Верховной Раде, и я надеюсь, что после каникул депутаты его проголосуют. После этого часть сотрудников санитарной службы перейдут в наше ведомство, и тогда мы де-факто и де-юре будем иметь все полномочия и возможности, чтобы приступить к выполнению своих обязанностей.
— Сейчас кто отвечает за безопасность продуктов?
— Согласно действующему законодательству, каждый уполномоченный орган как отвечал, так и отвечает за свой этап контроля качества и безопасности продуктов.
— Как быть с контролем заболеваний, которые могут передаваться через продукты, — холера, сальмонеллез? Тут контролем всегда занималась СЭС.
— Не вижу никаких проблем. Холерой, сальмонеллезом, дизентерией и всеми другими инфекционными заболеваниями СЭС как занималась, так и будет заниматься. Холерой животные и рыба не болеют. Откуда берется холерный вибрион? Из воды, куда он попадает со стоками канализации. Мы разве говорим, чтобы нам отдали контролировать коллекторы? Холеры не должно быть в воде — и за это отвечает СЭС. Не надо смешивать функции СЭС в части инфекционных заболеваний с безопасностью пищевых продуктов.
К слову, чуть позже мы планируем предложить создание отдельной от СЭС и нас службы расследований возникновения инфекционных заболеваний, которая не будет подчиняться ни нам, ни СЭС. В ряде стран такие независимые службы действуют достаточно эффективно.
— Требуется ли для осуществления реформы дополнительное финансирование из бюджета?
— Нет, не требуется. Госветфитослужба сокращена на 30%, и прибавка этих дополнительных людей не предусматривается за счет создания новых штатных единиц.
У нас все есть — мы только должны принять людей с функциями.
— То есть те бюджетные средства, которые направлялись на зарплату сотрудников в СЭС, будут переведены в вашу службу?
— Да, ни больше, ни меньше. При этом, 30-процентное сокращение произошло так или иначе — как результат административной реформы.
— На какой период рассчитана реформа? Когда планируется завершить формирование службы?
— По-сути, оно уже завершено. Мы ждем только голосования в парламенте.
— Но реформа — это не один закон и поручение премьера…
— Разумеется, была проведена большая подготовительная работа. Было подготовлено 12 законов, которыми вносились изменения в кодекс об административных нарушениях, в криминально-процессуальный и ряд других. Так, ответственность за безопасность пищевых продуктов сегодня в основном возлагается на производителя, переработчика — предусмотрена система наказаний — от штрафов и до уголовной ответственности.
— Поводом для широкого общественного обсуждения реформы стало резкое заявление российского главного санврача Геннадия Онищенко. Можете ли вы прокомментировать его высказывание?
— Я бы не хотел комментировать, чтобы не накалять страсти. Скажу лишь одно — мы справимся с поставленной задачей и потому нашим коллегам из других стран не стоит беспокоиться по поводу качества и безопасности украинских продуктов.
К слову, хочу отметить, что та медицина, которая существует в постсоветских странах, хочет этого кто-то или нет, будет претерпевать изменения, в том числе и на территории РФ. Потому что членство в ВТО требует определенных изменений в соответствующих контролирующих структурах. ВТО хочет, чтобы та продукция, которая поступает в их страны, соответствовала всем требованиям, а тот, кто выдает документ на эту продукцию, был компетентен подтвердить качество и безопасность продукции.
Комментарии
Татьяна Бахтеева, глава комитета ВР по вопросам здравоохранения:
— На протяжении последних 90 лет контроль качества пищевых продуктов осуществлялся санитарной службой — СЭС. Такая практика существует сегодня в странах СНГ, Европы, многих государствах мира. В нашей стране СЭС имеет огромный опыт осуществления такого контроля, опытных специалистов и развитую инфраструктуру, что позволяет обеспечивать безопасность населения при употреблении пищевых продуктов.
В мире есть и другой опыт, например, в Дании, где контроль за качеством продуктов осуществляет ветеринарная служба. Но там при населении 5 млн. человек выращивается 15 млн. животных. Похожая ситуация в Монголии — там 2 млн. человек и выращивается 25 млн. животных. К тому же в этих странах достаточно высокий процент потребления продукции животноводства — около 90%.
Поэтому сравнивать Украину с Данией или Монголией нельзя. Для нашей страны внедрение практики контроля за продуктами ветеринарной службой — это затруднительный процесс по целому ряду причин. Поскольку отсутствуют специалисты необходимой квалификации, развитая структура, стандарты, не подготовлена в полной мере законодательная база, не принят Верховной Радой и сам закон, которым полномочия по контролю за качеством пищевых продуктов передаются ветеринарной службе.
В то же время на сегодня еще действуют законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве пищевых продуктов», которые предусматривают соответствующие полномочия и ответственность СЭС за безопасность продуктов для населения. В том числе служба контролирует и развитие эпидемических заболеваний вследствие употребления продуктов — например, холера, сальмонеллез и другие. Сможет ли это делать ветеринарная служба? Это вопрос.
Исаак ТРАХТЕНБЕРГ, академик НАМН, член-корреспондент НАН Украины:
— То, что функции контроля пищевой продукции из санэпидслужбы переданы в ведение ветеринарной службы, — нонсенс. И вряд ли стоит удивляться, что главный санитарный врач России
Г.Онищенко так эмоционально отреагировал по этому поводу.
По сути, сегодня происходит разрушение санитарно-эпидемиологичекой службы, которая на протяжении многих лет осуществляла в стране предупредительный и текущий санитарный надзор, касающийся обеспечения общественного здоровья.
Я уже писал в ZN.UA о том, что происходит процесс выведения санитарно-эпидемиологической службы и ее специалистов из структуры здравоохранения, ограничение ее деятельности лишь сугубо надзорными (контролирующими) функциями. Столь явное размежевание в структуре нашего здравоохранения профилактических и лечебных задач не только неоправданно, но и чревато серьезными негативными последствиями. Приоритетом в отечественном здравоохранении должен оставаться накопленный и полностью оправдавший себя принцип единства лечебной и профилактической медицины, органичный действенный синтез в разработке мер, сочетающих обеспечение предупреждения болезней с их эффективной терапией. Очевидно, что отход от указанного выше принципа, забвение опыта, накопленного в минувшие десятилетия по совместному действенному сотрудничеству клиницистов, гигиенистов, эпидемиологов, приведет к тому, что никакое реформирование здравоохранения не даст желаемых результатов.
Медицина в нашей стране, с моей точки зрения, прежде всего должна заниматься проблемами охраны общественного здоровья. Потому что индивидуальное здоровье человека во многом, как известно, есть отражение здоровья всего общества. Старые земские врачи утверждали, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Великий хирург Пирогов говорил, что будущее принадлежит медицине предупредительной. Он имел в виду, что системой социальных преобразований, системой науки можно добиться снижения уровня патологии у населения.
Слова Пирогова о предупредительной медицине верны и 100 лет спустя. Другое дело — создана ли в нашей стране полноценная предупредительная медицина? Я бы ответил отрицательно.
http://zn.ua/HEALTH/ivan_bisyuk_govorit_o_tom,_chto_veterinary_nekompetentny,_nepravilno-95960.html