Зачем под Новосибирском хранят оспу?
Сколько ученые ни исследовали вирус оспы, а итог остается прежним: к ее возвращению человечество явно не готово...
Михаил ЛУКАШОВ — 11.06.2011
Недавно Всемирная Организация Здравоохранения выступлила с заявлением, что уничтожать хранящийся в лабораториях мира вирус натуральной оспы пока еще рано. Кстати, в мире всего два центра, где до сих пор «проживает» эта зараза, и один из них – в наукограде Кольцово, что под Новосибирском… "Комсомолка» решила выяснить: кому и зачем до сих пор нужно изучать этот вирус и… не опасно ли это для человечества?
Когда-то очень давно человек провозгласил себя царем природы. При этом наших предков нисколько не смущал тот факт, что эта самая природа продолжала косить их тысячами и миллионами – при помощи болезней. Постепенно, впрочем, человечество научилось обуздывать эти проявления «бича божьего», изобретая различные методы лечения. И раз за разом человеку проиграли битву сначала чума, потом холера, затем оспа… Так что сейчас вроде бы можно вздохнуть свободно, и снова надеть венец повелителя, не опасаясь, что где-то опять разразится чудовищная и неуправляемая эпидемия… Да вот незадача – то и дело эти забытые уже всеми болячки вновь вспыхивают в разных частях мира и уносят новые жизни, несмотря ни на какие вакцины и препараты…
А недавно на весь мир прозвучало известие, что Всемирная Организация Здравоохранения решила в очередной раз продлить сроки изучения оспы… «Так, стоп! 21-ый век на дворе – какая оспа?!» - так и хочется воскликнуть. Так нет же – оказывается, этот вирус в своем натуральном виде до сих пор существует и хранится в двух местах на планете – в американском Центре контроля и профилактики заболеваний в Атланте, и в Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор», расположенном в наукограде Кольцово (около 20 км от центра Новосибирска). Туда мы и обратились за ответами. И, как выяснилось, уже ставшая политической дилемма с оспой имеет непосредственное отношение к самой проблеме вирусов, и причинам, по которым человечество до сих пор не может взять их под контроль…
Как мы укрощали оспу…
Натуральная оспа известна человечеству еще с древних времен. Из какого местечка на планете она появилась теперь не так уж важно: вирусы давно стали глобалистами, значительно обогнав по этой части человека. Вот и оспа, не разбирая национальностей, за сотни лет успела унести многие миллионы жизней. И все потуги человека противостоять ей долгое время не имели успеха… До конца 18-го века. Тогда одновременно несколько ученых обратили внимание на коровью оспу. Дело в том, что в животном мире тоже существует много разновидностей этого вируса, и для человека они не очень опасны, в отличие от натуральной оспы, которая присуща только homo sapiens. Вот и рассудил английский врач и натуралист Дженнер, что, если привить человеку коровью оспу, то переболев ею в легкой форме он получит иммунитет к человеческой. Опыт, проведенный на 8-летнем мальчике, подтвердил эту догадку. И началась эра тотальной вакцинации (кстати, мало кто знает, что само слово «вакцинация» происходит от «корова» - лат. «vacca»).
В итоге вакцинация от оспы прошла по всем странам и весям мира. Не миновала и Россию – у нас декрет об обязательной вакцинации против этой болезни был принят в 1918 году. А когда советские граждане оказались в безопасности, то партия решила помочь другим бедствующим, и в 1958 году началась вакцинация в странах Азии, где очаги натуральной оспы все еще были очень сильны.
И, наконец, спустя десятилетия борьбы, долгожданный момент наступил – в мае 1980-го года на ассамблее ВОЗ было торжественно провозглашено: «Радуйтесь люди! Оспа побеждена!». И тут же началось глобальное «разоружение» от вируса…
На основе натуральной оспы новосибирские вирусологи пытаются понять, как и из чего изобрести идеальную вакцину, без побочных эффектов для человека
Фото: предоставлено Марией Соловьевой
Мы победили… или проиграли?
К 1984-ому году вирус натуральной оспы официально остался только в двух местах – в лабораториях в Атланте (США) и в СССР, а точнее… в Москве. Правда, располагалась эта советская лаборатория в бывшем здании школы, и, уж конечно, условия для изучения вируса там были очень скромные. По сути, оспа просто лежала на сохранении, а изучать ее не рисковали. Еще бы – не дай бог, зараза вырвется наружу, а за порогом – город с многомиллионным населением! Но в штатах то исследования велись… и нужно было срочно что-то придумывать. Тогда-то и вспомнили про Новосибирск.
- В «Вектор» штаммы натуральной оспы перевезли в 1994-ом году, - рассказывает Валерий Локтев, сотрудник центра, заведующий отделом молекулярной вирусологии. – Тут и условия для работы с особо опасными вирусами были несравнимо лучше, да и от густонаселенной европейской части, опять же, далековато…
Везде, во всех лабораториях мира, кроме Новосибирска и Атланты, штаммы натуральной оспы были официально уничтожены. Поначалу сгоряча хотели «грохнуть» его и здесь, и грохнули бы… да вовремя задумались: а ну как оспа… вернется?!
- В тот момент ученые впервые задумались о том, что, по сути, об оспе мы знаем не так уж много, - продолжает рассказ заведующий отделом геномных исследований центра «Вектор» Сергей Щелкунов. – А значит, и уничтожать имеющиеся образцы этого вируса рано – ведь вирусы вообще вещь пока еще мало предсказуемая. Сначала нужно было узнать – чем же оспа так «зла» для человека? И в начале 90-х было решено расшифровать геном опасного вируса – чтобы все стало ясно…
Ученые России и Америки одновременно взялись за работу. В качестве образцов были выбраны два вида высокопатогенной оспы двух стран – Россия взяла индийский вариант, а штаты – Бангладеш. Этот кропотливый труд на благо человечества продолжался несколько лет… и закончился успехом! Ученые умы обеих стран действительно смогли расшифровать геном оспы, и получили подробный план устройства генома, своего рода «техпаспорт» вируса. Только вот оказалось, что в этом «паспорте» числится… 200 генов! И, просмотрев генетический текст вируса оспы, и русские и американцы очень быстро поняли… что ничего не понимают.
На сегодняшний день ученые из Кольцово единодушны: "Оспу уничтожать пока рано..."
Кто-то делает из оспы лекарства, а кто-то… может создать биологическое оружие
С тех самых пор и тянется эта странная история: смертный приговор оспе вынесен… но исполнение снова и снова откладывается. Но стоит ли игра свеч, и действительно ли морально-устаревший вирус до сих пор для нас опасен? Итак, перечислим все «за» и «против», чтобы выяснить: нужно ли оставлять в Кольцово вирус оспы или… разумнее и безопаснее будет его уничтожить?
«За»
Вирус оспы хранится лишь в лабораториях Кольцово и Атланты. Это – единственный оставшийся источник угрозы оспы. Если устранить его, то натуральная оспа, возможно, никогда уже не потревожит человечество. Если оставить, то что будет, если вирус вырвется на свободу? Вакцинация от оспы прекратилась еще в 1980-ом году, и современное человечество окажется перед ней совершенно беззащитно. По такому сценарию вирус снова убьет миллионы людей, так же как и в былые времена (только в 20-ом веке оспа унесла около 300 миллионов человеческих жизней – больше чем все войны, взятые вместе…).
«Против» (их значительно больше)
Первое:
Из натуральной оспы можно делать хорошие лекарства. Дело в том, что этот вирус синтезирует особые белки, которые можно применять для лечения артритов, снятия септического шока, возникающего при воспалениях и пр. Такие лекарства уже есть и они работают. Так зачем уничтожать то, что приносит пользу? Даже если это вирус…
Второе:
То, что человеческая оспа сохранилась только в двух лабораториях на планете – чисто официальное мнение. На самом деле, требование ВОЗ уничтожить штаммы оспы во всех остальных точках мира носило чисто декларативный характер – на деле никто этого не проверял… И даже если уничтожить вирус в Атланте и Новосибирске, это еще не будет означать, что его не останется больше нигде в мире. А потому велик риск, что из неизвестных подпольных лабораторий натуральная оспа вырвется в мир, который на сегодняшний день от нее не вакцинирован. А что уж говорить о террористической угрозе! Страшно даже представить, как могут использовать оспу злые умы. Например – для создания биологического оружия… В этом случае и США и России, да и всему прочему миру, лучше иметь козырь в рукаве, в виде собственных образцов вируса.
Третье:
Да, натуральная оспа в природе искоренена. Но! Существует еще великое множество разновидностей животной оспы. От братьев наших меньших человек заражается редко. А заболев не может заразить других людей. Пока. На деле же мы видим, что все вирусы постоянно мутируют, и, кто знает, во что может превратиться животная оспа уже через несколько лет. Возможно, мы увидим еще более страшное чудовище…
И, наконец, четвертое:
Прежде чем уничтожать оспу, необходимо разработать современную вакцину, новые способы диагностики заболевания и лекарства против нее.
Да, ученые еще помнят технологию создания вакцины ХХ-го века – когда оспу прививали корове, затем соскребали с ее кожи коросту, а потом разливали получившийся раствор по ампулам. Приятного мало, да и болезни инфицированной коровы при таком методе могли оказаться в теле человека… Есть и еще одна причина непригодности старой вакцины – побочные эффекты в виде разного рода энцефалитов, часть из которых смертельно опасны для людей.
- Именно поэтому, прежде чем уничтожать оспу, нужно создать безопасную вакцину и по-крайней мере три вида антивирусных препаратов (это за тем, что даже у одной оспы может существовать множество разновидностей, и к каждой из них нужен свой подход – Прим.авт.), - считает заведующий отделом геномных исследований центра «Вектор» Сергей Щелкунов. – На сегодняшний день ни современной вакцины, ни эффективных лекарств, прошедших клинические испытания, не существует. Что это означает? А то, что к возвращению оспы (а теоретически оно вполне возможно), мы сейчас просто не готовы…
Справка «КП»
Сотрудники ГНЦ ВБ «Вектор» первыми в мире расшифровали геномы вирусов натуральной оспы, оспы обезьян и оспы коров, выделенных от больных людей. Это позволило создать и впервые лицензировать тест-систему (пока только в России) для быстрой генодиагностики всех ортопоксвирусов, патогенных для человека (ярким примером таких вирусов и является оспа).
Сейчас в центре разрабатываются безопасные противооспенные вакцины новых поколений и химиопрепараты. Сотрудники ГНЦ ВБ «Вектор» первыми в мире установили скорость эволюции поксвирусов и обосновали возможность возврата оспы в результате эволюции природных ортопоксвирусов. Последнее заключение делает крайне важным эпидемиологический контроль над всеми поксвирусными инфекциями животных и человека.
А как что бы выбрали Вы – оставить оспу, или уничтожить - от греха подальше? Выскажите свою точку зрения на нашем сайте!
http://kp.ru/daily/25701/903326/