По сравнению с 2010 годом, когда на всю страну было четыре десятка больных, в 2011 это число увеличилось в тридцать раз: зарегистрировано порядка 1200 случаев болезни, большинство из которых приходится на Западную Украину.
Нельзя сказать, что нынешняя вспышка была неожиданной. Заболеваемость корью отличается цикличностью. Такие эпидемические подъемы, во время которых число больных повышается в десятки и сотни раз по сравнению со «спокойными» периодами, наблюдаются раз в 5-6 лет.
Корь — классическая «детская» болезнь, вызываемая вирусом, испокон веков циркулирующим в человеческой популяции. В допрививочные времена эту болезнь переносили практически все дети поголовно и получали устойчивый иммунитет. В дальнейшем переболевшие дети, став взрослыми, регулярно сталкивались с возбудителями кори, что «подстегивало» иммунитет и обеспечивало надежную, «пожизненную» защиту от заболевания (специалисты называют такие периодические встречи с возбудителем «бустеризацией», или «проэпидемичиванием»). Кроме того, ранее переболевшие матери передавали антитела своим новорожденным детям, что надежно защищало их в наиболее уязвимом младенческом возрасте.
Как мы помним из «Старика Хоттабыча», полвека назад массовое заболевание корью среди взрослых было невиданным и немыслимым явлением, которое могло быть объяснено разве что вмешательством джинна, выпущенного из бутылки. Таким джинном стала массовая вакцинация, которая началась после изобретения вакцины против кори в 1964 году. Уже в восьмидесятые охват плановыми прививками в республиках СССР достиг уровня 90% и даже выше.
Однако вскоре выяснилось, что вакцина, в отличие от болезни, не дает пожизненного иммунитета, как это изначально ожидалось. Сейчас считается, что после прививки обеспечивается защита примерно на десять лет. Производители вакцин настаивают на том, что уровень антител в крови пациента сохраняется более 11 лет. При этом можно только догадываться, является ли этот уровень защитным, или нет. Но это, на самом деле, непринципиально.
В любом случае, прививка в возрасте 12-15 месяцев, которая обещалась как пожизненная панацея, обманула ожидания медиков. Как отмечают ученые, во время школьных вспышек кори более 95% случаев наблюдалось у привитых детей, которые были вакцинированы в возрасте 1 года. Поэтому была введена вторая вакцинация, которая в нашей стране проводится перед поступлением в школу — в шестилетнем возрасте.
На данный момент официальная позиция такова, что две прививки якобы дают надежную «пожизненную» защиту. Поэтому сейчас, когда большинство заболевших и даже умерших — ранее привитые, чиновники от медицины начинают фантазировать. С их слов оказывается, что причина нынешних проблем с корью — большое количество непривитых детей, нарушение условий хранения и транспортировки и даже сомнительное качество применяемых вакцин. Сама по себе вакцинация, как всегда, ни при чем. Подобные фантазии, как правило, с трудом поддаются испытанию здравым смыслом. Например, непонятно, как некачественная вакцина, якобы поступавшая в нашу страну на рубеже 1980-90 годов, могла стать причиной недостаточного иммунитета у нынешних 16-летних, которые получили первую прививку в 1996-м и вторую — в 2001-м.
На самом деле проблема как раз в обратном — в том, что большинство украинских детей привито качественной и эффективной вакциной. Вторая прививка в шесть лет обеспечивает иммунитет примерно на 10 лет, и двукратно привитый оказывается надежно защищен от этой болезни примерно до 16 лет. После этого иммунитет снижается. В результате формируется прослойка молодых людей, которые не переболели в детстве и утратили прививочный иммунитет. Так классическая «детская» болезнь корь стала болезнью взрослых.
Одновременно с этим, в результате эффективной плановой вакцинации детей циркуляция вируса кори существенно сократилась, но не прекратилась. В итоге шансы регулярной встречи с вирусом резко снизились, и в результате проэпидемичивание не происходит, либо происходит с гораздо меньшей эффективностью.
В результате исследование Минздрава показало, что в 2007 году в возрастной группе 16-29-летних каждый пятый не имел иммунитета к кори. Это — готовый «горючий материал» для очередной вспышки.
Помимо этого, теперь все чаще остаются без защиты дети в возрасте до года. Привитые матери теряют иммунитет к кори еще до беременности и в результате не могут передать антитела своим детям. Также в группе риска остаются дети, непривитые по медицинским показаниям или ввиду отказов, однако они составляют от силы единицы процентов. Отказы — сущие пустяки по сравнению с тотальным дефицитом вакцин, который наблюдался в последние два года. Например, в 2010 году каждый второй ребенок не смог получить плановые прививки от кори, а это — сотни тысяч непривитых или привитых с нарушением графика детей.
Специфика возбудителя кори состоит в том, что этот вирус передается от человека к человеку капельным путем, и быстрее всего это происходит при нахождении в одном помещении с носителем инфекции. Поэтому корь — в основном болезнь организованных коллективов. Раньше во время вспышек заболеваемости «горели» детские сады и школы, сейчас болезнь переместилась в университетские аудитории, армейские казармы и студенческие общежития. После завершения ВУЗа большинство молодых людей покидает организованные коллективы, поэтому для более старших возрастов характерны единичные случаи. В итоге, во время подъема заболеваемости 2005-2006 годов основными очагами инфекции были студенческие общежития, где болели в в большинстве своем ранее привитые. Характерная ситуация наблюдалась и в конце прошлого года: 16-летний юноша, ставший жертвой кори, в детстве был привит строго по графику — в 12 месяцев и в 6 лет. При этом областное управление здравоохранения усердно распространяет ложную информацию о том, что юноша был привит якобы с нарушениями, и безответственно обвиняет родителей в том, что они не уберегли собственного ребенка. Что тоже, увы, характерно.
Казалось бы, третья прививка в возрасте 16 лет могла бы решить проблему — но не все так просто. Как «детская» болезнь корь у взрослого переносится тяжело и с высокой вероятностью осложнений, так и третья прививка также может вызвать непредвиденные последствия. Поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не рекомендует проводить плановую третью вакцинацию, а национальный Календарь не предусматривает третью прививку ни при каких обстоятельствах, даже по эпидемическим показаниям (после контакта с больным).
Отмечу, что Европейское региональное бюро ВОЗ провозгласило одной из своих целей полную ликвидацию (элиминацию) кори на европейском континенте. Мои знакомые специалисты, пожелавшие остаться неназванными, считают эту инициативу, во-первых, утопией, а во-вторых, опасной утопией. Неудивительно, что сроки реализации этой программы постоянно сдвигаются. Изначально корь в Европе планировали элиминировать к 2007 году, затем речь шла о 2010-м. После того, как в 2010 году в странах Западной Европы заметно повысилась заболеваемость, срок в очередной раз был перенесен на 2015-й, и уже готовятся плацдармы для дальнейшего победоносного отступления.
От себя добавлю, что исследования, проведенные шведскими учеными, свидетельствуют: дети, которые перенесли корь, имеют более сбалансированную иммунную систему и меньше подвержены аллергиям, чем их привитые и непереболевшие сверстники. Возможно, что массовая вакцинация против кори, которая проводилась во второй половине ХХ века, и стала одной из причин широкого распространения аллергических заболеваний среди детей в этот период — кто знает.
Попытка поголовной дополнительной (третьей) вакцинации от кори всех молодых украинцев в возрасте от 16 до 29 лет произошла в 2008 году. Заявлялось, что Европа уже освободилась от этого заболевания, и только Украина остается черным пятном, «рассадником», угрожающим благополучию целого континента. Звучали даже мнения о том, что срыв кампании дополнительной иммунизации может привести к отмене Евро-2012: мол, стерильные европейские болельщики побоятся приезжать в нашу страну, а те, кто приедут, станут переносчиками и привезут заразу в Европу. Сейчас точка зрения осталась прежней "с точностью до наоборот": теперь, оказывается, болельщики из Европы, где уже второй год не прекращается вспышка кори, представляют опасность и могут стать причиной подъема заболеваемости в Украине.
Отмечу, что еще в начале 2009 года я с серьезным видом предложил передать подаренные Украине восемь миллионов доз индийской вакцины нуждающимся странам Западной Европы. По всем статистическим показателям эти государства находятся в гораздо худшем состоянии, чем Украина: процент непривитых детей там в разы больше. Кроме того, я предложил использовать в Европе украинские «ноу-хау», такие, как выездные бригады из трех человек, которые вакцинируют до 150 человек ежедневно в течение двух недель.
Тогда, в 2009 году, я писал эту статью, чтобы наглядно продемонстрировать и высмеять немыслимые для цивилизованного мира методы борьбы с корью, которые «специалисты» ВОЗ и ЮНИСЕФ рекомендовали применять в Украине. Однако мое шутливое предупреждение оказалось пророческим: в том же 2009 году начался серьезный подъем заболеваемости, который охватил крупнейшие государства Западной Европы и продолжается до сих пор.
Помимо этого, пытаясь найти логику и здравый смысл в кампании дополнительной иммунизации 2008 года (печально известной «КаКи»), я исходил из того, что очередной эпидемический подъем заболеваемости в Украине произойдет в 2012 году. «Для предотвращения эпидемии кори 2012 года логичнее было провести иммунизацию поближе к этой дате, году в 2010-м. В таком случае иммунитет будет сильнее, а охват целевой аудитории – полнее», — писал я в мае 2008 года. В итоге вспышка началась в конце 2011 года и сейчас стремительно развивается, и в группе риска оказались те, кто не подпадал под кампанию «КаКи» — нынешние 16-19-летние. То есть — несостоявшаяся «КаКа», которая вызвала массовые протесты медиков, привела к госпитализации сотен подростков и подорыву доверие украинцев к прививкам, не могла привести к элиминации кори в принципе. Следовательно, одно из двух: либо эта кампания была безграмотно спланирована, либо действительно преследовала совершенно другие цели. Например, выяснить, к чему может привести поголовная третья прививка высокотитровой вакциной в ситуации, когда 95% населения дважды привито. Восемь миллионов подопытных кроликов, да.
В любом случае, корь стучится к нам в двери. Что делать?
Во-первых, не паниковать. Конечно, прочитав информацию от ВОЗ, узнав, что каждые три минуты в мире происходит смерть от кори, что ежегодно от этой болезни умирают сотни тысяч детей, впасть в панику нетрудно. Однако, правда такова, что практически все смертельные случаи приходятся на страны Африки, где дети голодают, страдают от нехватки воды, витаминов (особенно витамина А), отсутствия медицинской помощи, где иммунная система зачастую подорвана ВИЧ/СПИД и другими болезнями.
Безусловно, каждая смерть — это трагедия, но сухая статистика показывает, что украинские реалии несколько другие. Заболеваемость корью в Украине на порядок ниже, чем в среднем по земному шару, а охват прививками ощутимо выше, чем даже в странах Западной Европы. Что касается смертности, то во время сильнейшей за последнее десятилетие вспышки 2005-2006 годов на 45000 случаев кори пришлось 5 смертей, то есть летальность составила порядка 0,01%. Это в разы меньше, чем у привычного нам сезонного гриппа — как по числу больных, так и по показателям смертности. Например, только за три месяца 2009 года гриппом переболело 3700000 (три миллиона семьсот тысяч) украинцев, 727 из которых скончалось. При этом корью болеют один раз в жизни и вспышки наблюдаются раз в несколько лет, а сезонный грипп укладывает в постели миллионы украинцев ежегодно.
Во-вторых, нужно помнить, что корь - так же, как и грипп, - опасна своими осложнениями. При выявлении симптомов заболевания (повышенная температура, высыпания на коже) немедленно вызывайте врача и не сопротивляйтесь в случае, если он назначит госпитализацию.
В-третьих, приходится констатировать, что Минздрав встречает ожидаемый эпидемический подъем неподготовленным. Так, не была закуплена вакцина против кори для экстренной вакцинации тех, кто контактировал с больными. Возможно, это связано с тем, что закончился срок регистрации применявшихся для этих целей препаратов. Летом, когда начались первые признаки ухудшения ситуации, для противоэпидемических мероприятий с трудом удавалось наскрести десяток доз дефицитной вакцины. Сейчас для экстренной иммунизации тех, кто контактировал с больными, используют трехкомпонентную вакцину, ранее закупленную для плановых прививок детям. Если ситуация и дальше будет осложняться, видимо, придется снова срочно закупать и ввозить вакцины по разовым разрешениям, без регистрации, и принимать благотворительную помощь сомнительного качества.
В такой ситуации чрезвычайно важной становится грамотная работа врачей при проведении противоэпидемических мероприятий, не связанных с иммунизацией. Корь, как и грипп, передается воздушно-капельным путем. Поэтому с пониманием относитесь к объявленным карантинам и соблюдайте требования врачей, во время эпидемического подъема по возможности избегайте скоплений людей и принимайте меры для того, чтобы не стать угрозой для окружающих.
Наконец, внимательно следите за своим здоровьем и здоровьем своих детей. Правильный образ жизни, сбалансированное питание, достаточное количество витаминов, своевременная диагностика — это те факторы, которые помогут вам справиться не только с корью, но и с другими болезнями, в том числе с теми, против которых прививки не делаются.
Будьте здоровы.
Предыдущие публикации: Эпидемия прививок. Неслучайные совпадения; Эпидемия прививок. Неслучайные совпадения (часть 2)
Истчник: http://infocorn.org.ua/news/urn:news:4C96FC1