Детям не хватило вакцин из-за просчета бухгалтеров?
Перебои с поставками вакцин для новорожденных от туберкулеза и гепатита В, о которых месяц назад сообщили СМИ и которые, по обещаниям чиновников, вскоре после этого должны были прекратиться, по-прежнему не дают молодым мамам расслабиться.
Месяц назад 23-летнюю Марию Малаш выписали из роддома №15 с непривитым ребенком. Сначала, как в бородатом анекдоте, поинтересовались, планирует ли она вакцинировать малыша от гепатита В и туберкулеза. Услышав положительный ответ, уточнили: есть только БЦЖ. А как выяснилось уже дома, не сделали и ее.
В департаменте здравоохранения это никого не удивило: все так, но проблема-то вовсе не городская – федеральная. «Перебои в осуществлении вакцинации новорожденных против гепатита В и туберкулеза обусловлены нарушением федеральных поставок вакцин в лечебные учреждения», — рассказал «Росбалту» начальник управления организации медицинской помощи детям и матерям Виктор Прошин. Но дефицит, по его словам, не повсеместный. Во всяком случае — уже. «Дети, которые не были вакцинированы в учреждениях родовспоможения, — пояснил чиновник, — будут вакцинированы в амбулаторно-поликлинических учреждениях по месту жительства».
Патронажный врач Машиного первенца только руками развел: да нет их, появятся – узнаете первой. «А что значит «нет»? Когда будут хотя бы? Что делать сейчас?» — после того, как все эти вопросы мы переадресовали администрации детской городской поликлиники №127, ответы нашлись быстро. Главврач Алексей Митюшин лично пригласил Марию на иммунизацию, пожурив по телефону за то, что сразу не обратилась к нему: мол, мало ли кто и что может сказать…
«От туберкулеза у нас есть вакцина, — заверил Митюшин агентство. — Каждую неделю мы набираем детей, которым положено сделать манту. Я не могу сказать, что меня озадачивали этими вопросами». Трудности как раз возникают прямо противоположного характера: «Одна ампула БЦЖ рассчитана на десять человек. Хранить ее нельзя. И иной раз бывает очень тяжело набрать людей: по сусекам скребем».
«Что касается гепатита, — продолжил главврач, — у нас есть прививочка «КДС плюс гепатит В» – ее мы делаем в три месяца. Когда появится отдельно вакцина от гепатита В, мы будем ее делать. Сейчас у нас нет таких прививок, поэтому она откладывается до трех месяцев в связи с другим компонентом, который входит в эту прививочку. И ничего страшного в этом нет».
Итак, через три месяца после начала дефицита (по подсчетам телеканала «Россия 1») обстановка более-менее нормализовалась. Однако, как не раз подчеркнули в другой московской поликлинике — №77, далеко идущие выводы делать рано. «Вакцинация проводится, — сообщили агентству в несколько оборонительном тоне. — Периодически нехватка есть. Но это не от поликлиники зависит, а от отдела обеспечения вакцинами. Мы заказываем столько, сколько нам нужно, а то, что они дают нам меньше, это уже другой вопрос. Проблема действительно была, но не только в нашей поликлинике. Она была у всех поликлиник. И мы не знаем, из-за чего. На данный момент есть все. Прививки мы делаем, а уже как там будет дальше – не знаю. Это уже, к сожалению, зависит не от нас».
От кого же? «Проблема, совершенно очевидно, бюрократического происхождения», — комментирует президент Общества специалистов доказательной медицины, доктор медицинских наук Василий Власов. По его словам, «у нас достаточно сложно проводить закупки, а министерство здравоохранения систематически задерживает или какие-нибудь документы, или какое-нибудь финансирование». «В результате, — объясняет Власов, — закупки на текущий год проводятся в августе-сентябре текущего же года». И если на первые несколько месяцев пациентам хватает прошлогодних запасов, то к лету они исчезают, а в ЛПУ полноправно воцаряется дефицит.
«Вспомните, и в этом году, и в прошлом и позапрошлом то же было, например, с лекарствами для лечения СПИДа, — добавляет эксперт. — То есть везде, где люди зависят от федеральных закупок, такие проблемы периодически случаются. Но тут ничего не поделаешь: у нас министр здравоохранения – бухгалтер, а бухгалтеры любят деньги не давать».
Президенту Лиги защиты прав пациентов Александру Саверскому «об этой проблеме известно из очень надежного источника». И по его данным, положение «достаточно серьезное: оно не связано только с гепатитом». «То, что фактически мы не владеем информацией о причинах срыва, — подчеркивает Саверский, — и то, что в принципе сейчас происходит, должно стать, как минимум, предметом проверки».
«Если, — считает он, — смотреть на проблему более широко, то сегодня мы лишены фактически возможности достоверных оценок: а что будет, если не прививать? Потому что, напомню, попытка отмены вакцинации против дифтерии в 1990-х закончилась несколькими летальными исходами у детей. Так ли это со всеми остальными вакцинами, сказать трудно».
Как родитель Саверский признается, что «не большой сторонник прививочных кампаний, особенно если речь идет о новорожденных детях». Но как юрист настаивает: «если положено по календарю то-то и то-то, а такой возможности людям не предоставляют, права нарушаются».
Впрочем, во врачебных кругах просят ситуацию не драматизировать. Да, в результате срыва поставок у многих московских младенцев нарушился календарь прививок. От гепатита их нужно сделать три: в первые 12 часов жизни, спустя месяц, и последнюю – когда ребенку исполнится полгодика. Но, как уточняет врач-педиатр, научный сотрудник Института вирусологии Юлия Швецова, «схемы вакцинации от гепатита бывают разные». «Не всегда, — рассказывает она, — получается привить младенца в первые 12 часов. Так же, как и БЦЖ. Но если БЦЖ не привить в первые дни жизни, то следующая возможность появится только после года. Поскольку сначала необходимо поставить реакцию Манту с целью исключения инфицирования, а потом уже делать БЦЖ».
Не склонен к панике и президент Общества специалистов доказательной медицины. По его словам, «во всем этом есть положительная сторона». «Когда детей новорожденных прививают в роддоме – это вообще-то не очень хорошо, — говорит Власов. — Дело в том, что их прививают там с советского времени исключительно потому, что это удобно для самих прививальщиков. В действительности-то их лучше бы не прививать в течение первых двух недель после рождения».
Кроме того, эксперт утверждает, что «ни та, ни другая вакцины не являются критичными для выживания малышей в Москве». А значит, у родителей нет повода наглухо запирать кроху в квартире во избежание знакомства с уличными микробами. «Допустим, закапывать детям азотнокислое серебро для профилактики гонорейного поражения глаз – это совершенно критично. Но тут нет большой проблемы: этот раствор всегда под руками и стоит копейки. А вот, например, прививку от гепатита В можно сделать позднее. Без всяких проблем», — успокаивает врач.
«Противотуберкулезная вакцинация нужна только маленьким детям, — добавляет он. — Но если эти маленькие дети живут в благополучных условиях, то, в общем, ничего страшного, если их привьют попозже. Здесь мам и пап надо успокоить».
К тому же в развитых странах, по замечанию Власова, в принципе перестали прививать население от туберкулеза.
Дарья Миронова
http://www.rosbalt.ru/moscow/2011/08/18/880692.html